ЦВЕТ,
ЦВЕТОГОНИЯ, ЦВЕТОГЕНЕЗ,
или
Цветологическая
доктрина Человека
Значение
философской доктрины измеряется
простотой
принципа, к которому она
может
быть сведена, и разнообразием идей,
в которых она раскрывается.
А.Бергсон
Тьмы
низких истин мне дороже
Нас
возвышающий обман!
А.С.Пушкин
Прочитав,
не поняв, перечти, переждав.
Н.Рерих
Сегодня в толковых словарях нет слов «цветогония»,
«цветогенез», поэтому данная статья рискует оказаться как бы не у дел,
поскольку научная общественность не очень-то расположена
встречать подобные «новости» с распростертыми объятиями. Однако сложившаяся
ситуация с проблемой самопознания ныне такова, что любая точка зрения на неё
может вызвать общественный резонанс, хотя и не обязательно в среде ученых. Тема
эта интересует философов ничуть не меньше, а педагогов может быть даже и
больше! Разумеется, надо учитывать, что мировой кризис банковской системы
сегодня, - это следствие кризиса мировой образовательной системы, начавшегося в
60-х годах прошлого века с кризиса человека! Может быть, стоит отметить особо –
после выхода Человека в Космос!
За последние 200 лет (развития капитализма?)
человеческое сообщество изрядно потрудилось, чтобы испортить свои отношения с
окружающей средой. Невольно возникает ощущение, что своими стихийными
наводнениями и землетрясениями природа стала мстить человеку, погрязшему в
братоубийственных битвах, если согласиться, что все мы - от одного предка. К
месту будет сказать, так и не познавшие самоё себя -
ни через религию, ни через науку! Воз и поныне там, хотя усилия в этом
направлении предпринимаются с обеих сторон вроде бы многие сотни и тысячи лет…
1.
Более всего, пожалуй, от этой неопределенности
страдает система образования, поскольку в самом термине «образование»
имплицитно (подспудно) всегда выделяется корень - «образ», а потом и сам глагол
- «образовывать», определяющий задачу формирования образа Личности, гармонично
развитой как минимум в трех ипостасях: в интеллектуальном отношении, физически
и в духовно-социальном плане.
Религия традиционно решает задачу развития человека
физически и духовно, выделяя в нем тело и душу (или в другом варианте, тело,
душу и дух). Если сказать кратко, то основная идея религиозного воспитания это
духовное, или духовно-нравственное развитие личности, поскольку де «влечения
плотские ведут к смерти, а влечения духовные – к жизни вечной». Звучит неплохо,
но ведь под сенью этого завета прошли тысячи лет, а результат?
Так называемое светское воспитание – в основе своей
атеистическое, поскольку ориентируется на научные знания о человеке, - имеет
свою историю, но результат и здесь тот же, вернее и здесь желаемого результата
нет! Ибо и здесь наука следует за известным правилом: «делай должное, и будь,
что будет»! Отсюда и вопрос: если бы делалось действительно «должное», разве в
«послужном списке» истории результатом могли стать мировые войны, Хиросима и
Нагасаки, Вьетнам и Ирак? А тут еще присоединились аномальные потепления и
похолодания, наводнения и землетрясения, техногенные катастрофы, наконец! К
тому же над всем этим домокловым мечом висит безрадостное пророчество о «конце
света». Для человечества и для человека, так и не познавшего самого себя!
2.
С учетом этой ситуации не могу оставить попыток
проникнуть в тайну человека, двигаясь своим, не совсем обычным путем, по
которому в разные времена, хотя и делались попытки, но оказались недостаточными,
чтобы преодолеть груз инерции, доставшийся человеку от религиозного
мировоззрения или научного мышления. Этот мой путь есть цветология, т.е. логика
цвета, как метод постижения истины, заключённой в «тайне человека».
В богословии и религиозной философии есть термин
«теодицея», означающий «оправдание бога». На это «оправдание» затрачено
несметное число страниц научных и богословских диссертаций, трактатов и учений.
Во многих из них были обращения к цвету, логике цвета, но вот парадокс: почти
все попытки увенчивались «оправданием бога», но нигде я не нашел примеров
«оправдания человека», который, как нас убеждают теологи и богословы, есть
прямой «образ божий и подобие».
Причину такого «де факто»
вижу в том, что в первом случае никак не сработает применяемый метод
метафизического познания и объяснения, а во втором случае используется ставший
повсеместно близким и родным исключительно естественнонаучный метод с упором на физику, химию, биологию и даже …
математику. При этом если в богословской трактовке прочие взгляды относятся к
ереси и сектантству, то во втором – к шарлатанству. Ясно, что в обоих случаях,
элементарная забота о собственном реноме (имидже) не позволяет выразить вслух
свой интерес к тем или иным «неканоническим» разработкам на эти темы. В итоге
возникает … умолчание, и тогда всякий повествующий свою «новость» вынужден
теряться в догадках, что означает сие молчание: знак согласия? знак отторжения?
Иногда разрядка наступает после того, как свое «веское слово» по обозначенной
теме скажет кто-либо из авторитетных ученых, политиков или богословов, И тогда
что называется «процесс пошел» - в ту или в противоположную сторону. После чего
«новомыслителя» или вытесняют куда-либо подальше, или воздвигают на пьедестал
признания, а то и усаживают рядом с собою. Обычная картина во все времена…
3.
Итак, Цветология или Цветогенез, или Цвет в
происхождении природы человека! Говоря иначе, мы задаемся простым и конкретным
вопросом: возможно ли при помощи цвета объяснить, или «оправдать» природу
человека? Или: разве природа цвета и природа человека – не одна природа!?
За ответами мы вынуждены обращаться и к науке, и к
философии, и к религии, поскольку иных первоисточников у нас под руками нет, а
во всех названных есть следы, показывающие, что проблема самопознания им не
чужда, и каждая из них в разное время занималась этой темой. Не единожды её
объявляли «центральной» наукой, назвав «антропологией», буквально - наукой о
человеке. Но и по сей день результат, который я вычитал у ректора Института
философии, академика А.Гусейнова и который иногда привожу в качестве аргумента,
остается скучным и невразумительным: «Ответа на вопрос, что такое человек? - у
нас нет». (Журнал Человек. № 2 - 2001). Или: «Нам бы червяка познать» - узнал я
из беседы еще двух академиков (М.Щетинин, В.Симонов).
Но давайте ответим на поставленный выше вопрос:
возможно ли при помощи Цвета «оправдать» или объяснить природу человека? Хотя
лично у меня все более складывается утвердительный ответ: а разве может быть
иначе, если смотреть на окружающий нас мир открытыми и честными глазами? Или
взять хотя бы что мы едим? Разве не очевиден бесспорный факт: пища человека на
СТО ПРОЦЕНТОВ является цветной, и никакой другой пищи, кроме ЦВЕТНОЙ, человек
не потребляет вообще! Если этот факт «неизвестен» никому, то только потому, что
никто не обращает на него внимания? Попробуйте назвать хоть один продукт,
который не имел бы цвета!?
Мы все привыкли считать, что основной нашей пищей
являются продукты растительного и животного происхождения: овощи и фрукты, рыба
и мясо, хлеб, молоко и прочие еда и напитки. Но давайте согласимся, что все эти
продукты имеют самый разнообразный цвет, и что в состав продуктов входят все
без исключения элементы химической таблицы и микроэлементы, содержащиеся в
земле. Как ни странно, но все они тоже имеют цвет! Как и окружающая нас живая
природа, от белого облака над землёй до краснозёма и чернозема под ногами. Ну а
если землю копнуть в любом месте, то мы увидим, что и там абсолютно всё - цветное!
4.
Таким образом, мы буквально на каждом шагу всегда
имеем возможность убедиться, что весь строительный материал на Земле предстаёт
как ЦВЕТ! Отъяв голову от земли и обратившись взором к небу, мы видим, что и
там бескрайние просторы цвета не только днем, когда светло, но и ночью, когда
над нами простирается бездна Космоса. И мы окончательно убеждаемся, что в
подлунном мире господство цвета неоспоримо и теперь нам осталось согласиться
также с тем, что и Человек (Микрокосм), являющийся образом и подобием Вселенной
(Макрокосма), тоже есть не что иное, как ЦВЕТ. С той разве что разницей, что в
отличие от Космоса здесь цвет находится в homo-концентрированном состоянии. Можно сказать, что в
человеке цвет загущён, или уплотнён до человеческого состояния. А если
продолжить мысль Флоренского, что в небесном знамении цвет предстает как
«первотварь» (первоматерия), то в человеке цвет
предстаёт уже в образе твари – творения, живого существа.
Едва ли случаен и факт, что в библейских текстах имя
первого человека - Адам, иначе - Цвет, поскольку в переводе слово «адам»
означает «красный». Как ни крути, а истинное значение слова «адам» есть цвет,
цветность. Вот и библейская «радуга в облаке над землёю» названа символом
(«знамением») «вечного завета», и что этот вечный завет символизирует вечную
связь Человека с Творцом. Это может означать и то, что, изучая себя через
метафизические и физические свойства цветов радуги, человек может обнаружить в
себе нечто высшее – божественное - в сравнении с живой тварью, которая была
«сотворена» до человека или даже имеющая образ человека.
Если обратиться к первоисточникам, изучающим тексты
мыслителей древности, то легко увидеть насколько они были увлечены толкованиями
библейских текстов, повествующих о сотворении мира и человека. Символом
первоначала чаще всего называется «Дух Адама», который де был настолько велик,
что простирался «от края неба и до края неба». Каббалисты
в книге «Зогар» прямо указывают, что это есть явление
вечерней или утренней зари, о чем еще раз убедительно написал в ХХ веке
П.Флоренский в своей философской работе «Небесные знамения» (1919 г.).
5.
Особый
интерес у исследователей древности вызывала и вызывает тема библейского «Древа
Жизни», отведав плодов с которого, человек может жить вечно. Символом Древа
Жизни в Каббале (Каббала́ — мистическая традиция иудаизма,
связанная с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы
человека, смысла существования) стала
картинка, изображающая человека с указанием на нём 10 (десяти) сфер жизни,
тайну которых человек должен познать, чтобы обрести бессмертие. На эту тему и
хочу говорить, начав с краткого описания этой темы из Википедии
(http://ru.wikipedia.org/wiki/), но сначала –
картинка с тремя вариантами Древа Жизни, относящаяся к человеку:
«…По каббалистическому
учению, Древо Жизни (мироздание), оно же Сфирот, — результат эманации 10 сфирот из Неведомого (Эйн соф) и 22 путей (букв
еврейского алфавита). От первой до десятой сфирот происходит процесс уплотнения, и в последней
формируется материальный мир. Иногда сравниваются с 10 измерениями. (О «процессах уплотнения» - см.: Теорию густот Дм. Панина. А.М.).
Теологическая идея, стоящая за Сефирот —
барьер между бесконечностью Создателя и душой человека. Каббала говорит, что
человек не может принять духовный «свет» таким, какой он есть, и поэтому до
того, как он дойдёт до человека, он должен «сократиться», проходя через пласты
Сфирот...
У каждой Сфиры
своё имя и значение:
Три верхние Сфирот называются «Сфирот разума»:
1. Кетер — корона, венец
2. Хохма
— мудрость
3. Бина — понимание
Семь нижних сфирот
называются «Сфирот чувства»:
4. Хесед —
милосердие, милость
5. Гвура —
доблесть, героизм, могущество
6. Тиферет —
великолепие
7. Нецах —
вечность
8. Ход — слава, величие
9. Йесод —
основа
10. Малхут —
царство
Помимо этого, есть незримый сфирот, Даат, не входящий в
стандартную нумерацию, — «Невидимый
сфирот Даат —
ключи знания. (Вулкан, Хирон)…».
Как видим, 10-ю пунктами обозначены человеческие
качества, присущие Личности. Далее по адресу http://www.judaicaru.org/steinsalz/slovo_8.htm
можно прочесть статью «СФИРОТ И ДНИ ТВОРЕНИЯ», с подробным повествованием, как создавался
мир и человек, согласно учениям древних.
Мне представляется, что любой
неподготовленный человек, зайдя в эту статью, выйдет из неё с тем же, с чем и
пришёл, то есть ни с чем - ни практически, ни теоретически. Ибо всё, что там
сказано в подробностях, объясняется словом «мистически» и потому порождает в
уме ощущение, замечательно схваченное великим поэтом как «нас возвышающий
обман!» Впрочем, нельзя исключать слабую надежду, что кому-то удастся выудить в
этом обмане нечто, вполне
претендующее истину…
6.
Однако сразу хочу обратить особое внимание на то
обстоятельство, что на представленных рисунках каждый из 10 сфирот
имеет не только имя и обозначение, но и свою цветность (Рис 2). Хорошо
видно, что все приведенные цвета взяты из спектра-радуги - той самой, что
знаменует собой «вечный завет» между Человеком и Создателем. Отметим также, что
порядок представленных вот таким образом цветовых тонов, отнюдь не совсем
соответствует гармонии, которая так естественна в естественном спектре-радуге,
хотя и видно, что все цвета располагаются между черным (Малхут - царство) – внизу, и белым (Кетер - корона, венец) - вверху. Из Интернета же приведу
текст, посвященный описанию, как сказано, «мистического смысла» изображений на
рисунках Древа Жизни:
Древо жизни делится
на правую, левую и среднюю части.
Сферы правой части — хохма, хесед и нецах —
символизируют свойство давать (которое считается мужским),
а сферы левой части — бина, гвура
и ход — символизируют желание получать, считающееся женским. Также правую часть связывают со
светом, а левую с тьмой... В каббалистических источниках
рассказывается легенда о том, что Творец сотворил правые силы как
абсолютную милость — способность
простить даже самое тяжкое согрешение, и сотворил левые силы, символизирующие смертный приговор за любую провинность.
Увидев, что правые и левые не могут существовать сами по себе, Он сотворил «среднюю линию» — сферы,
изображенные на древе посередине, символизирующие баланс между отдачей и
получением. Средняя линия также называется Исраэль. Сферы, изображенные на
древе на одном уровне, являются примерно равными по силе, но правая
немного сильнее левой. Правые силы созданы, чтобы дать нам радость, а левые — чтобы ускорить процесс нашего развития («преобразование материала»).
Каждая сфера проявляет мужские свойства по отношению к
нижележащей, и женские — по
отношению к вышележащей сфере (правое считается
немного более высоким, чем левое). Взаимоотношения между двумя сферами
называются «зивуг»
(досл. спаривание). Самая нижняя
сфера — малхут —
обладает исключительно женским
характером (только получает). В книге
«Шлавей сулам» малхут сравнивается с луной, потому что она так же, как и
луна, не имеет собственного свечения, а может только светить отраженным светом.
Не отнимая права каждого на самостоятельное понимание
мистиков древности в поисках ответов на свои вопросы, хочу теперь обратиться к
собственным разработкам темы цвета в теме человека, чтобы в столь же кратчайшей
форме показать свой - НЫНЕШНИЙ ВЗГЛЯД - на эту древнейшую тему. То, как создавался
Человек на самом деле, известно одному Создателю. Но как выше было показано,
его живой организм предстаёт как своеобразная модификация Цвета, из коего,
однако, и состоит мир в целом. В этой связи хочу напомнить о книге Д.М.Панина
«Теория густот» (1993), в которой утверждается, что
«…на
основании достигнутого уровня наук, вселенная с ее мирами (как физическим, так
и трансфизическим), носителями жизни и человеком …
может быть рассматриваема как сочетание разновидностей густотности. Густота —
первооснова всех вещей и явлений вселенной. Любое явление происходит вследствие
разности густот». Таков закон движения вещей, открытый Паниным в 1950 г.
Универсальный характер густотности цвета позволяет определить природные и общественные явления, что несомненно нашло
отражение и в природе человека…
В качестве первого материала, представляющего явление
густотности, я и хочу представить цвет, как первое творение,
возникающее в космосе при взаимодействии исходных сил: активного света и
пассивной тьмы. Именно этот результат П.Флоренский назвал первым «небесным
творением» (прахом, первой тварью, «перво-тварью»), при этом, применив термин «огустение среды» при «соприкосновении света с кромешной
тьмой». Если соединить мнения Флоренского в его статье «Небесные знамения» и
теорию густот Панина, можно вполне согласиться, что именно ЦВЕТ является ПЕРВОЙ
ОСНОВОЙ любого огустения, или любой «густоты», составляющих суть вещей или
явлений. Согласно этим воззрениям, никакой первоосновы кроме цвета и различных
модификаций его «огустения» в мире нет. Не так уж трудно эту тему обнаружить в
упоминаемой библейской теме «сотворения Адама» - после того как был «сотворен
мир». Как и на то, что «всегда было, всегда есть и всегда будет», - это есть
Цвет, откуда и выявляется «законность» возникающей на её основе цветологики
(цветогонии) – логики цвета в распознавании своего рода свойств, или «кода»
человека.
7.
За точку отправления цветологики лучше взять из
Интернета два семицветных соцветия, уже хорошо знакомых науке и читателю как RGB и CMY. Причем, на
языке науки первое отражает аддитивный
процесс, второе - субстрактивный.
Т. е. в первом случае сложение трех лучей указанного цвета образует белый
цвет, во втором, наоборот, черный цвет «рождает» из себя три
цвета, противоположных тонов:
Рис 4
Как видим, и здесь (как в схеме Сфирот) цвета
обозначены иностранными словами, которые в переводе на
русский означают: White – белый, Red – красный, Yellow –
желтый, Green – зеленый, Cyan –
голубой, Blue – синий, Magenta – фиолетовый (или пурпурный?), Black –
черный.
Если обе наши картинки - RGB и CMY -
сориентировать друг к другу по цвету соответствующим образом, то получится
несколько другой вариант цветологики, нежели в исходном. Хотя внешне здесь нет ничего похожего на
«Древо Жизни», не будем спешить с выводами, пока не проанализируем эти
изображения.
В отличие от варианта Сфирот, здесь имеется только
исходный материал, представленный двумя семицветиями,
в центре которых как раз и находятся «главные
действующие лица диалектики». Это - две противоположности, воплощенные в белый (мужское - свет)
цвет и в черный (женское - тьма).
Рис 5
Заметна и особенность: хотя в каждом из
соцветий по семь цветов, но три внешних цвета одного соцветия находятся внутри
другого и наоборот. Если увязать этот очевидный факт с мужским и женским
началами, как это сделано каббалистами, то получается
некая философия, которую весьма остроумно провозгласил великомудрый
К.Юнг:
«Каждый
мужчина носит в себе вечный образ женщины. Не той или иной конкретной женщины, но некий определенный
образ женственности. Этот образ в основе своей бессознателен; непосредственный
фактор изначального происхождения, запечатленный в живой органической системе
человека, отпечаток или архетип всего наследственного опыта феминности,
хранилище всех отпечатков, когда-либо оставленных женщиной...
Точно так же в существе каждой женщины есть врожденный
образ мужчины. Мы должны назвать его образом мужественности, как в отношении мужчины
мы говорим об образе женственности. Будучи бессознательным, этот образ всегда
неосознанно проецируется на предмет любви и лежит в основе всякого увлечения
или отвращения». (К.Г.Юнг. Воспоминания. Сновидения. Размышления. С.
368)
Думаю, что более полной и наглядной иллюстрации для этого откровения
великого психоаналитика, чем вот эти два семицветных знака-символа, едва ли
можно подобрать...
8.
Теперь обратим внимание на другой «момент истины».
Всего в обоих знаках насчитывается восемь цветов, включая белый цвет и черный,
оказавшиеся здесь в центре соцветий. Если перечислить все цвета обоих знаков (белый-красный-желтый-зеленый-голубой-синий-фиолетовый-черный),
то мы увидим, что перед нами не что иное, как спектр луча солнечного света,
включая инфракрасный и ультрафиолетовый участки спектра. С той
лишь разницей, что в сравнении с ньютоновским
спектром здесь недостает одного - оранжевого цвета. На мой взгляд, в этом факте
скрывается весьма показательный момент (о чем ниже будет сказано несколько
слов).
Следуя
выше приведенному примеру индикации имён и цветов в схеме Сфирот, сделаем такое
же действо и здесь. Только называть цвета и имена будем по-русски. И схему эту
разделим не на два уровня, а на три, так что в каждом из уровней помещается по
три цвета спектра с тремя именами. Так будет справедливее и в иерархическом
смысле. Если согласиться, что первоначальная жизнь цвета зародилась в космосе
(день и ночь – явления космические, как и заря – небесное явление), то отсчет
начнем с белого цвета. Для себя я сделал вот такую индикацию - как бы в
соответствии с эволюцией: космос – природа и человек – общество, где и видим,
что социальное оказалось на верхней (более поздней) ступени развития, что не
противоречит взгляду эволюционистов:
Рис 6
Данная картинка полезна уже хотя бы тем, что отражает
в себе соединение (синтез, интеграцию) в целом (едином) человеке, и вместе с
тем - комплексное влияние и связь всех трех сфер окружающей среды его обитания:
ноосферы (космоса), биосферы (природы) и социосферы (общества). Как видим, в
таблице Рис 6 нашла отражение и тема оранжевого цвета - ЭКОНОМИКА. Вот здесь-то
и обнажился некий казус. Казалось бы, что общество без решения экономических
интересов и вопросов существовать не может, но этого не скажешь о природе
человека, в которой, как видим, не нашлось места для оранжевого цвета, то есть,
в человеке нет места для … денег. Из чего следует вывод, что деньги –
изобретение более чем подозрительное, но поскольку именно они сегодня правят
миром, этот факт показывает, нечто само-по-себе очень
и очень прелюбопытное…
9.
Однако
вернемся к символике. Начиная счет с единицы, мудрецы древности учили: «едини’ца рождает двои’цу, двои’ца рождает трои’цу, трои’ца рождает всё»!
(Не отсюда ли – тринитаризм,
не сюда ли ведет – триалектика?).
Так и у нас! Два знака мужского и женского начал, соединяясь, образуют
(порождают) третье начало! Иначе, являют миру Дитё, т.е. Сына Человеческого, -
тем самым, образуя в совокупности некое … «Древо Жизни», выражающееся в
продолжении рода! Это начало, являясь своего рода диалектическим синтезом двух
противоположных начал, можно тоже проиллюстрировать знаком-символом, который
порождается простым и естественным методом наложения мужского знака на женский,
т.е., в нашем случае - вот такой простейшей криптограммой (Рис 7).:
Рис 7
Как видим, по периметру нового знака расположились
основные цвета спектра (родительские цвета?), а вот в самом его центре проявилась
очень даже знакомая фигура в форме шестиконечной звезды, с совершенно четкими
очертаниями мифического знака, известного как … Маген
Давид или Шит Давида. Все знают, что и ныне подобный знак (звезда Давида)
является официальным гербом, украшающим флаг не самого хилого в
интеллектуальном отношении государства. О чем-то ведь он говорит. О чём
же? В Интернете можно найти немало
информации, посвященной расшифровке данного знака, где дается и его прямое
прочтение – «Маген Давид» (в другой транскрипции – магендавид или могендовид), или
по-русски - Щит Давида. В толкованиях сказано: «знак, защищающий государство
Израиль от посягательств».
Рис 8 Рис 9
Не знаю, заметил ли кто некую связь, но на Рис 4
словом «магента» (Magenta)
обозначен фиолетовый (или пурпурный?) цвет. В слове легко увидеть корень «маг»,
связующий его со словом магендавид,
а также со словами магия, магический или маг («маг - тот, кто владеет
тайнами магии, волшебник, колдун», – читаем мы в словаре). На схеме Древа Жизни
(Рис 1) этот цвет (Magenta) обозначен именем «хохма - мудрость». В русском языке тоже есть слово хохма – означающий смешное, насмешку, от
которого произошло хохмач – шутник,
насмешник. И невольно напрашивается вывод: вот где она скрыта – «мудрость»
хохмачей, заполонивших телепередачи «аншлагами», «кривыми зеркалами», «КВН-ами», прочими выступлениями юмористов и сатириков;
мудрость, доходящая порой до «юродства во Христе». Одно слово - МУДРЕЦЫ …
А ещё в таблице Рис 6 видно, что белым цветом
обозначена Живопись (Искусство Живописи), а черным – Музыка (Искусство Музыки),
фиолетовым – Слово (Искусство Слова). Уже отсюда можно сделать вывод, какой
феномен является действительно «Щитом Израиля». Этот феномен есть Искусство. И
получается, что прав тот, кто когда-то утверждал: «владеющий искусством владеет
и миром».
Отзываясь на термин ученых под названием «геном
человека», свою «криптограмму» (Рис 7) я назвал «хромоном
человека», в надежде, что в отличие от генома, понятного одним
генетикам (или в отличие от «щита Давида»,
возможно, понятного одним мистикам), в прочтении хромонома
должен будет заинтересован всякий, кому интересна тема познания самого себя.
Ведь не зря говорится: «Познай самого себя, и ты познаешь в себе Бога, ибо
познаешь мир!»
Когда-то Аристотель учил: «Среди слов приятнее всего те,
которые дают нам чему-либо научиться», - и это учение великого философа
пересекается с мудростью древних: «Невежество есть худшая из болезней, и то,
что лечит невежество, есть, следовательно, наиболее мощное из всех лекарств».
На
мой взгляд, упражнения, или медитация
с хромономом – верное средство
и надежное лекарство от невежества самонезнания!
Post
Script:
В
завершение вернусь к мысли А.Бергсона, приведенной в эпиграфе:
«Значение философской доктрины измеряется простотой принципа,
к которому она может быть сведена, и разнообразием идей, в которых она
раскрывается».
Как мне представляется, такого не скажешь о
мистическом постижении истины мудрецами ни древности, ни современности.
Мистическое постижение истины мудрецами древности вылилось в Священное Писание
Библии, подлинный смысл которого мудрецами современности так и не освоен, если
верить всё новым толкованиям ими старых текстов, типа работы Дм. Щедровицкого
«Введение в Ветхий Завет» (d35.ru). Следовательно,
задачей философии и науки становится императив, требующий свести эти
мистические принципы к принципам философским и простым научным принципам…
Сделать это надо для того, чтобы философские доктрины
начали работать на человека, а не против него. В противном случае, нам до конца
своих дней так и не освободиться от «тьмы низких истин» и останется все
надежды возложить исключительно на «нас возвышающий
обман»!
А ведь за окном новое тысячелетие!
Сей теме и посвящается этот своеобразный концепт Цветологической доктрины человека. Существа - на сто
процентов состоящего из Цвета. Таким образом, центром Тайны Человека
становится Тайна природы Цвета…
У толкователей Торы вычитал: «У Всевышнего
суть и сущность и знание Его - всё абсолютно едино,
всё - простое единство, а ни в коей мере не сложное». И подумалось: символом этой простоты и является спектр солнечного света Света, которого, однако, не бывает вне отношения к тьме.
Что и отражено в символах соцветий RGB и CMY. Так что прочитавшим эту статью есть над чем задуматься. Если не умом, то хотя бы своим гипсосознанием…
Наконец, подсказка Н.Рериха: «Прочитав, не поняв, перечти,
переждав».
Без комментариев.
9.03.10.
© «ЦВЕТ,
ЦВЕТОГОНИЯ, ЦВЕТОГЕНЕЗ» А.С. Никифоров-Матурский (АСМатур)
Няма коментари:
Публикуване на коментар